Як-3 -> Истребитель
В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя
Як-1М. Он представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого
отличался, в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные
данные машины заметно улучшились максимальная скорость на высоте 4430 м
возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе 2655 кг
сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 г. года был подготовлен
улучшенный вариант-Як-1М «Дублер» У этого самолета полотняную обшивку
хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную толщиной 2 мм, доработали
системы охлаждения воды и масла, применили безмачтовую антенну, кольцевой
прицел с мушкой сменили на коллиматорный, улучшили бронирование и
поставили новый винт. Летчики-испытатели остались довольны новым
истребителем. В их отзывах говорилось, что «Як-1М обладает превосходной
горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью. Максимальная
скорость значительно увеличилась по сравнению с серийными самолетами Як.
При наличии высоких летных данных самолет остался простым в пилотировании
и не требует более высокой подготовки летного состава». Летчик облета
генерал-майор авиации Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский
писал : «Учитывая отличные летные данные самолета, хорошее вооружение и
большое удобство для летного состава, целесообразно рекомендовать как
можно быстрее внедрить данный экземпляр в серийное производство взамен
Як-1 и Як-7, необходимо оставить только Як-9 для установки на них в
дальнейшем моторов М-107А». Итак, очередной истребитель получил путевку
в жизнь, а заодно и новое имя - Як-3. Первые серийные самолеты
направили в 91-й истребительный авиационный полк 2-й воздушной армии,
который в июне 1944 г. принимал участие в наступательной Львовской
операции. Более 40% летного состава полка составляли молодые пилоты,
никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они
успешно выполнили 430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых
боев, уничтожив 23 самолета противника. Свои потери составили два Як-3.
Вывод пилотов был однозначен : «На высотах до 5000 м (выше боев не
проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190 Як-3 легко догоняет
истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре»
. Особенно запомнился летчикам бой 16 июля 1944 года, который показал
что самолеты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим
противником Бой начали десять Як-3 против восьми Ме-109 и четырех ФБ-190 с
наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолетов со стороны
противника В итоге было сбито 15 вражеских истребителей и лишь один Як-3.
Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним
синхронным пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ Из
недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что делало
неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого
вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов.
Другой недостаток -слабое крепление верхней обшивки крыла. Были даже
зафиксированы случаи ее отрыва на выходе самолета из пикирования с
максимальной скоростью. Однако бывали случаи, что несмотря на такие
повреждения истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную
особенность машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы,
потому неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро
завоевал популярность. Отличные летные данные машины, многочисленные
вражеские самолеты, поверженные в боях на этом истребителе, и высокий
эмоциональный подъем, характерный для заключительного периода войны
способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом
советского истребителя предвестником Победы. Мысли тех, кто летал и
сражался на Як-3, пожалуй наиболее образно выразил генерал-майор авиации
Герой Советского Союза командир 303-й авиационной дивизии Георгий
Нефедович Захаров: «До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я
летал на всех истребителях начиная от И-2бис, включая иностранные, а также
истребители Як-1, Як-7Б, Як-9 (всех вариантов). В последнее время летал на
самолете Ла-5ФЙ считая его наилучшим. С поступлением Як-3 выполнил на нем
ряд полетов и сделал следующий вывод подобному истребителю нет
конкурентов. В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу, устойчив при
взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику что совершенно
исключено для самолета Ла-5ФН. Летчиками 18-го гвардейского полка и
отдельного истребительного полка «Нормандия» Як-3 был освоен после 3-5
часов полета. На самолете Як-3 я провел ряд учебно-воздушных боев с Як-9 и
Ла-5 и всегда выходил победителем. Приходилось встречаться на поле боя с
Me-109 и Як-3 показал абсолютное превосходство». Любопытно, что
генерал Захаров после войны долгое время не расставался со своим Як-3. И в
50-е годы этот самолет «был хоть куда, исправно выжимая свои семьсот
километров в час на пикировании» . Бесспорно, Як-3 - один из самых
совершенных наших истребителей времен Великой Отечественной войны.
Конструкция истребителя была проста и рациональна Основу фюзеляжа
составляла стальная трубчатая ферма. С целью сокращения веса ферма
фюзеляжа выполнялась зацело с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа так
же, как и его теоретические обводы не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. В
носовой части обшивку фюзеляжа составляли легкосъемные дюралевые капоты,
хвостовая часть обшивалась фанерой. Крыло Як-3 неразъемное
двухлонжеронное. Профиль крыла - «стандартный яковлевский» Clark YH с
относительной толщиной 14% у корня и 7% на конце крыла. Для сравнения
наЯк-1, Як-7, Як-9- 15% у корня и 8% на конце. Крыло имело металлический
каркас-лонжероны, нервюры и фанерную обшивку. Как и на Як-9 обшивка
приклеивалась к специальным фанерным накладкам, приклепанным к
металлическому каркасу заклепками. Опыт боевого применения показал что
такое соединение недостаточно прочное. Уже после войны для Як-3 было
сделано крыло с дюралевой обшивкой но серийно этот самолет не строился.
Однако металлическое крыло Як-3 вскоре нашло применение на
учебно-тренировочном Як-11 и на реактивном Як-15. Точно также на этих
самолетах на металлические были заменены деревянные киль и стабилизатор
Як-3. На всех истребителях Яковлева для оперения использовался профиль
RAF-30. Силовая установка истребителя состояла из мотора
ВК-105ПФ2 мощностью 1240 л.с. с воздушным винтом автоматически изменяемого
шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях Яковлева,
размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной радиатор
установили за кабиной пилота. Особенность установки водяного радиатора на
Як-3 заключалась в том, что он был глубоко «утоплен» в фюзеляж, а канал
подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это приводило к уменьшению
скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В результате
эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое сопротивление
самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно снижалось.
Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов. Вооружение
Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и двух синхронных пулеметов УБ. С
целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально необходимый
комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых
метеусловиях. Обязательным элементом оборудования была радиостанция
обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь. Выпуск и уборка шасси,
посадочных щитков, управление тормозами на всех истребителях Яковлева
осуществлялись пневмосистемой. По сравнению с гидросистемами,
используемыми для этих целей на истребителях Лавочкина или с
электросистемами американских истребителей, пневматика была менее надежной
доставляла много хлопот механикам .Зато экономия веса составляла десятки
килограммов. С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый
выпуск истребителей, значительно превосходивших самолеты противника,
завоевано безраздельное господство в воздухе, и итог войны был уже
предрешен.
|
|